www.mikelangelo.ru
Микеланджело

1475-1564

 

Гений родился в Италии | Юность. Годы учебы. 1488-1495 | Рим. «Пьета». 1496-1501 | Флоренция. «Давид». 1501-1505 | Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

7. Флоренция (1516-1534)

Статуи Лоренцо и Джулиано Медичи (1526-1533)

Гробница Медичи (1520-1534)

"Однако еще больше поражает всякого, что, замыслив надгробия герцога Джулиано и герцога Лоренцо деи Медичи, он решил, что у земли недостаточно величия для достойной их гробницы, но пожелал, чтобы все стихии вселенной в этом участвовали и чтобы четыре статуи их окружали, покрывая собою усыпальницы: на одну из них он положил Ночь и День, а на другую Аврору и Сумерки. Статуи эти отличаются великолепнейшей формой их поз и искусной проработкой их мышц, и если бы погибло все искусство, они одни могли бы вернуть ему его первоначальный блеск. Среди прочих статуй там и оба пресловутых военачальника в латах; один из них - задумчивый герцог Лоренцо, олицетворяющий собою мудрость, с ногами настолько прекрасными, что лучше не увидишь; другой же - герцог Джулиано, такой гордый, с такими божественными головой и шеей, глазницами, очертанием носа, разрезом уст и волосами, а также кистями, руками, коленами и ступнями, - одним словом, все там сделанное им и еще недоделанное таково, что никогда очей не утолит и не насытит. Кто же присмотрится к красоте поножей и лат, поистине сочтет их созданными не на земле, а на небе" Вазари.

Статуя Джулиано Медичи. Микеланджело / www.mikelangelo.ru Статуя Лоренцо Медичи. Микеланджело / www.mikelangelo.ru

Портрет как таковой был чужд Микеланджело. Когда ему указывали на отсутствие портретного сходства его скульптур с Джулиано и Лоренцо Медичи, он высокомерно отвечал: "Кто это заметит через десять веков?" Лоренцо и Джулиано были примечательны тем, что первыми в роду Медичи получили герцогские титулы.

Капелла Медичи — сложный архитектурно-скульптурный ансамбль, образное содержание которого породило различные толкования. Статуи Джулиано и Лоренцо были закончены до малейших деталей и имели одинаковые размеры.

Идеалистические статуи Лоренцо Медичи, герцога Урбинcкого и Джулиано Медичи, герцога Немурского, сидят в неглубоких нишах над саркофагами, на фоне архитектурной антикизированной декорации, оформленной, как фасад дворца. Обоих герцогов Микеланджело изобразил аллегорически в виде военачальников в блестящих доспехах римских императоров, так как они носили звание папских полководцев. Особенно следует отметить сложную моделировку рук у обоих статуй.

Джулиано мастер изобразил с непокрытой головой, мужественного, энергичного, но безучастного - как олицетворение действенного начала. Непринужденным изящным жестом он опирается на жезл командующего, символизируя мир, добытый войной. Джулиано застыл в красивой и немного меланхолической позе, у него мужественный профиль, замечательно моделированные кисти рук, идеальный мускулистый торс, прикрытый тонким панцирем с декоративными украшениями. Облик Джулиано напоминает флорентийского «Давида» и «Победителя» - похожий поворот головы, курчавые короткие волосы, те же раздутые ноздри, тот же тонко очерченный рот и подбородок.

Лоренцо в шлеме, напоминающем маску, затеняющем лицо, сидит погруженный в глубокое раздумье. Рукой он подпирает голову, а локтем опирается на шкатулку, украшенную звериной мордой, символизирует мудрость и деловые качества. Недаром еще в XVI в. эту статую называли "Мыслителем". Действительно, Лоренцо сидит в позе глубоко задумавшегося человека, как пророк Иеремия на плафоне Сикстинской капеллы: так же скрещены ноги, так же опущена на руку голова. При этом задумчивость Лоренцо производит совсем другое впечатление: глаза его раскрыты, но он словно ничего не видит перед собой. Это — поза человека, уставшего от мыслей, ничего не желающего, ни к чему не стремящегося.

При всей идеальности пропорций фигур, правильности черт обе они отмечены печатью усталости и меланхолии. Сжатые, стиснутые нишами, фигуры вызывают впечатление напряженности и беспокойства. Это впечатление усиливается другими компонентами ансамбля, архитектурными и скульптурными. Перед нишами с фигурами Джулиано и Лоренцо установлены массивные саркофаги на высоких поддержках. Как в тяжком раздумье Лоренцо и в бесцельном движении Джулиано, так и в угрюмом пафосе и неустойчивых позах лежащих аллегорических фигур выражен глубокий пессимизм, охвативший Микеланджело.

Со времени понтификата папы Льва X, семейство Медичи старалось забыть о своем купеческом и банкирском прошлом, умело воспользовавшись временем, проведенным в изгнании. От Лоренцо Великолепного остались в памяти имя и образ счастливо правившего законного государя, благодетеля Италии, соединявшего в своем лице идеал мыслителя с идеалом деятеля. В годы создания гробницы Италию раздирали война между Карлом V и Франциска I, и две статуи воинов, дополняя друг друга, превозносили выдающуюся роль Лоренцо, как мудрого политика, многие годы поддерживавшего мир и равновесие между государствами Апеннинского полуострова, не прибегая к иностранному вмешательству.

предыдущая / главная /  следующая страница



 

© Все права сохранены. Мikelangelo.ru