1475-1564 |
||
Гений родился в Италии | Юность. Годы учебы. 1488-1495 | Рим. «Пьета». 1496-1501 | Флоренция. «Давид». 1501-1505 | Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница
8. Рим. Поздние работы (1534-1564) Муза скульптора Виттория Колонна В жизни Микеланджело не знал нежной ласки и участия, и это отразилось в свою очередь на его характере. Большим умом и врожденным тактом должна была обладать та женщина, которая бы поняла его. И он встретил такую женщину, но слишком поздно. Ему было тогда уже 60 лет. Это была Виттория Колонна, имя которой на веки связано с именем Микеланджело. Фрей пришел к выводу, что именно она изображена на странном рисунке Микеланджело на обороте сонета на смерть Виттории "Когда та, что исторгла у меня столько вздохов..." - женщину со старым телом, высохшей и отвисшей грудью, и молодым лицом, в чепце, завязанным под подбородком, напоминающим шлем, прикрывающим уши, на длинной гибкой шее - ожерелье. Она смотрит прямо, задумчиво и гордо. Виттория происходила из старинного и могучего римского рода Колонна. Внучка герцога Урбинского и вдова знаменитого полководца Ферранте д'Авалоса маркиза Пескара, разбившего французского короля Франциска I, она овдовела в 35 лет, когда горячо любимый ею муж умер от полученных ран в битве при Павии. Целых 10 лет до встречи с Микеланджело она оплакивала свою потерю, и только в вере и поэзии находила облегчение своему горю, хотя при его жизни жестоко страдала от его постоянных измен. Виттория не отличалась красотой. На медали неизвестного художника, воспроизведенной в "Переписке Виттории Колонны", изображено своевольное и суровое мужеподобное лицо - высокий лоб, длинный и прямой нос, короткая вздернутая верхняя губа, слегка выпяченная нижняя, крепко сжатый рот, выступающий подбородок. На ней строгое закрытое платье, волосы скрыты под большим полосатым чепцом. Выражение лица говорит о покое без иллюзий, без радости, о молчаливости и высокомерии. После смерти супруга она хотела постричься в монахини, но папа отговорил ее, однако разрешив жить в монастыре без пострига. Она выбрала монастырь Сан-Сильвестре в Витербо, где и поселилась, прославившись и как поэтесса, и как женщина высочайших нравственных качеств. Виттория Колонна стяжала себе славу едва ли не самой выдающейся итальянской поэтессы эпохи Возрождения. Когда она встретилась с Микеланджело, ей было уже сорок семь лет, а ему — за шестьдесят. До самой ее смерти, т. е. целое десятилетие, они постоянно общались друг с другом, обменивались стихами, философскими размышлениями о бренности земной жизни, и религиозные искания, которые давно ее занимали, находили отклик в томящейся душе Микеланджело. Как бы то ни было, ее кончина явилась для Микеланджело действительно великой утратой, и мысль о собственной смерти с тех пор, по-видимому, не покидала его. Дружба Виттории Колонны смягчила сердце Микеланджело и смягчила для него и тяжелые утраты - сперва потерю отца, потом братьев, из которых остался один только Леонардо, с которым Микеланджело поддерживал связь до своей смерти. Внешне спокойная и сдержанная, даже холодная, на вносила в душу Микеланджело тот мир и безмятежность, которые сама черпала у других. Вот что пишет Кондиви: «Особенно велика была любовь, которую он питал к маркизе Пескара, влюбившись в ее божественный дух и получив от нее безумную ответную любовь. До сих пор хранит он множество ее писем, исполненных самого чистого и сладчайшего чувства... Сам он написал для нее множество сонетов, талантливых и исполненных сладостной тоски. Много раз покидала она Витербо и другие места, куда ездила для развлечения или чтобы провести лето, и приезжала в Рим только ради того, чтобы повидать Микеланджело». Именно в пору строгой и светлой дружбы с Витторией Микеланджело создал свои последние крупные живописные и скульптурные произведения: «Страшный суд», фрески капеллы Паолина и гробницу Юлия II. Вот одно из писем, написанных Витторией: "Великолепнейший мессер Микель Аньоло! Я не ответила на ваше письмо сразу... приняв во внимание, что если мы будем писать — я согласно моему долгу, а вы — вашей любезности,— то придется мне оставить капеллу Св. Екатерины, не отстаивать вместе с монастырскими сестрами положенных служб, а вам придется оставить капеллу Св. Павла и прекратить сладостный разговор с вашей живописью... и таким образом я буду повинна перед христовыми женами — а вы — перед христовым викарием". Вскоре она покинула Витербо и переехала в Рим, где часто навещала Микеланджело и наблюдала за его работой. В бенедиктинском монастыре Санта-Анна она собирала своих друзей, чтобы поговорить о религии, искусстве или поэзии, среди них нередко присутствовал и мастер. предыдущая / главная / следующая страница |
||
© Все права сохранены. Мikelangelo.ru |