www.mikelangelo.ru
Микеланджело

1475-1564

 

Гений родился в Италии | Юность. Годы учебы. 1488-1495 | Рим. «Пьета». 1496-1501 | Флоренция. «Давид». 1501-1505 | Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

2. Юность. Годы учебы (1488-1495)

Учеба в мастерской Гирландайо (1488-1489)

Доминико Гирландайо, знаменитый флорентийский живописец, наставник Франческо Граначчи, друга юного Микеле, обратил внимание на мальчика и велел ему принести что-нибудь из его рисунков, художник увидел в этих несмелых пробах живые проблески таланта.

Гирландайо руководил художественной школой, где преподавал мальчикам искусство живописи и скульптуры. На следующий день Доменико отправился к отцу Микеланджело просить, чтобы он отдал своего ему на обучение. С большой неохотой отец согласился.

1 апреля 1488 года Микеланджело в 13-летнем возрасте стал учеником братьев-художников Доменико и Давида Гирландайо. Шаг сделан. Счастливый Микеланджело - в мастерской своего учителя.

Мастерская была тогда просто лавкой, а не парадным салоном, как теперь. Чаще всего мальчики начинали обучаться ремеслу в 10-летнем возрасте в ремесленных мастерских - у живописцев, ювелиров, архитекторов, ваятелей. Зачастую мастер–хозяин был всем этим в одном лице, и юноша изучал под его руководством не один только вид искусства, а все искусство целиком.

В школе Гирландайо юный Микеланджело познакомился с основными материалами и техниками. Он изучал искусство настенной росписи по сырой штукатурке. Фресковая живопись была очень популярной во времена итальянского Возрождения. Ранние карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо, сделанные рукой Микеланджело демонстрируют характерную для него скульптурную трактовку форм.

«С течением времени много детей народилось у Лодовико, а так как жилось ему плохо и доходов у него было мало, то сыновей своих он пристраивал к шерстяному и шелковому цеху, а Микеланджело, когда oн подрос, отдал в обучение грамоте учителю Франческо из Урбино. Но так как гением своим он был влеком к занятиям рисунком, он все свободное время тайком занимался рисованием, за что отец и старшие его ругали, а порой и бивали, считая, вероятно, занятие этим искусством, им незнакомым, делом низким и недостойным древнего их рода. Микеланджело подружился тогда с Франческо Граначчи, который был в том же юном возрасте, и устроился при Доменико дель Гирландайо для обучение искусству живописи: поэтому Граначчи, полюбивший Микеланджело и видя, насколько он способен к рисованию, что ни день снабжал его рисунками Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. И вот, так как стремление к творчеству у Микеланджело с каждым днем все разрасталось, и Лодовико уже не мог препятствовать юноше заниматься рисованием, и так как иного выхода не было, то, чтобы извлечь из этого хоть какую-нибудь пользу и чтобы он этому искусству научился, Лодовико по совету друзей решил и его устроить к Доменико Гирландайо.

Мастерство и личность Микеланджело выросли настолько, что Доменико давался диву, видя, как он и некоторые вещи делает не так, как полагалось бы юноше, ибо ему казалось, что Микеланджело побеждает не только других учеников, а их было у Гирландайо немало, но и нередко не уступает ему в вещах, созданных им, как мастером. Так, когда один из юношей, обучавшихся у Доменико, срисовал пером у Гирландайо несколько фигур одетых женщин, Микеланджело выхватил у него этот лист и более толстым пером заново обвел фигуру одной из женщин линиями в той манере, которую он считал более совершенной, так что поражает не только различие обеих манер, но и мастерство и вкус столь смелого и дерзкого юноши, у которого хватило духу исправить работу своего учителя» Вазари.

Микеланджело шел четырнадцатый год, когда в числе других учеников он, в первый же год своего поступления в мастерскую, стал помогать художнику в работе. Уже раньше он не раз удивлял учителя и товарищей своими успехами, особенно правильностью рисунка и прекрасным копированием гравюры. Наибольшее удивление возбудил он в самом учителе своей копией с известной гравюры Шонгауэра, изображающей "искупление святого Антония". Из этой копии в увеличенном масштабе Микеланджело сделал картину, расписав ее красками. "И, изображая сказочных чудищ,— рассказывает Кондиви,— проявил он такую старательность, что не писал никакой малости, прежде чем не сверится с тем, как это бывает в природе. Так, например, отправился он в рыбный ряд, чтобы посмотреть, какой формы и цвета бывают рыбьи плавники, глаза и все другие части, которые он изображал на своей доске; и вот довел все до полного совершенства, ему доступного, чем вызвал тогда всеобщее восхищение". Современники Микеланджело уверяли даже, что он уже тогда поправлял рисунки учителя, когда получал их для копирования, и что Гирландайо должен был признать его превосходство в знании рисунка.

«И вот случилось так, что, когда Доменико работал в большой капелле в Санта Мариа Новелла и как-то оттуда вышел, Микеланджело начал рисовать с натуры дощатые подмостья с несколькими столами, заставленными всеми принадлежностями искусства, а также и несколько юношей, там работавших. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: "Ну, этот знает больше моего" - так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры, которым по приговору неба был одарен этот юноша в возрасте столь нежном, да и в самом деле рисунок был таков, что большего нельзя было бы и пожелать от умения художника, работавшего уже много лет. Дело в том, что в его натуре, воспитанной учением и искусством, было заключено все то, что ведомо и доступно творческой благодарности, которая в Микеланджело каждодневно приносила плоды все более божественные, что явно и стало обнаруживаться в копии, сделанной им с одного гравированного листа немца Мартина и принесшей ему широчайшую известность, а именно: когда попала в то время во Флоренцию одна из историй названного Мартина, гравированная на меди, на которой черти истязают св. Антония, Микеланджело срисовал ее пером, в манере дотоле неизвестной, и раскрасил ее красками, причем для того, чтобы воспроизвести причудливый вид некоторых чертей, он покупал рыб с чешуей необычной расцветки и таким образом обнаружил в этой работе такое мастерство, что приобрел и уважение, и известность» Вазари.

В мастерской Гирландайо Микеланджело пробыл немногим более года, а не три, как было принято в те времена. Спустя много лет Микеланджело утверждал, что немногому научился у Гирландайо. Однако, именно в этой школе он приобрел навыки фресковой живописи, которые впоследствии успешно применил при росписи свода Сикстинской капеллы. Возможно, именно Гирландайо приобщил юного Микеланджело к искусству ваяния. Мастер восхищался ранними греческими и римскими скульптурами и резьбой по камню, и заразил своим увлечением и ученика.

Уже в 1489 г. Микеланджело перешел в художественную школу, основанную правителем Флоренции Лоренцо Медичи.

предыдущая / главная /  следующая страница



 

© Все права сохранены. Мikelangelo.ru