www.mikelangelo.ru
Микеланджело

1475-1564

 

Гений родился в Италии | Юность. Годы учебы. 1488-1495 | Рим. «Пьета». 1496-1501 | Флоренция. «Давид». 1501-1505 | Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

2. Юность. Годы учебы (1488-1495)

Изучение анатомии. Статуя «Геркулес» (1492)

«После смерти Лоренцо Великолепного Микеланджело воротился в отцовский дом, бесконечно огорченный кончиной такого человека, друга всяческих дарований. Именно тогда Микеланджело приобрел большую глыбу мрамора, в которой он высек Геркулеса высотой в четыре локтя, стоявшего много лет в палаццо Строцци и почитавшегося творением чудесным, а затем в год осады Геркулес этот был отослан Джованбаттистой делла Палла во Францию королю Франциску.

Рассказывают, что Пьеро деи Медичи, долгое время пользовавшийся его услугами, когда стал наследником отца своего Лоренцо, часто посылал за Микеланджело при покупке древних камей и других резных работ, а однажды зимой, когда во Флоренции шел сильный снег, приказал ему вылепить у себя во дворе статую из снега, которая вышла прекраснейшей, и почитал Микеланджело за его достоинства в такой степени, что отец последнего, замечая, что сын его ценится наравне с вельможами, начал и одевать его пышнее, чем обычноџ Вазари.

В 1492 году Лоренцо умер, и Микеланджело оставил его дом. Когда умер Лоренцо, Микеланджело было семнадцать лет.

По преданию, в январе 1494 года во Флоренции выпало необычайно много снега. Юный Пьеро Медичи, сын Лоренцо Медичи, пригласил молодого Микеланджело вылепить статую из снега. По традиции, когда в городе выпадал снег, что случалось довольно редко, скульпторам поручали создание снежной фигуры. Чаще всего вылепляли снежного "Марцокко" — геральдического флорентийского льва, который являлся символом Флоренции.

Микеланджело блестяще справился с поручением, создал такую большую и красивую статую, что Пьеро, расчувствовавшись, предложил молодому ваятелю вернуться перебраться обратно во дворец, в свою старую комнату и занять свое прежнее место за столом. Снежная фигура была выполнена 20 января 1494 г.

Во дворце Микеланджело закончил работу над статуей Геркулеса, начатую еще в доме отца. 17-летний юноша задумал и выполнил статую Геркулеса величиною больше роста человека, в которой проявился его мощный талант. Это была первая, законченная попытка гения, устремившегося к выражению в искусстве героических идей. затем продал ее Альфонсо Строцци. Позже статуя перекочевала во Францию к Франциску I. Известно, что она простоял в парке Фонтенбло до конца XVII века, а затем бесследно исчезла. К сожалению, "Геркулес" не сохранился (он изображен на гравюре Израэля Сильвестра "Двор замка Фонтенбло").

Микеланджело почти не знал развлечений юноши его лет, трудясь над статуей Геркулеса, он продолжал в то же время учиться. Микеланджело изучал анатомию на трупах в монастыре Санто-Спирито. Настоятель монастыря разрешил ему заходить в мертвецкую маленькой больницы, где Микеланджело мог беспрепятственно знакомиться с анатомией человеческого тела.

В те времена вскрывать трупы не только запрещалось, но и считалось святотатством, и Микеланджело приходил сюда ночами, тайком от всех, кроме настоятеля. В те времена вскрывать трупы не только запрещалось, но и считалось святотатством.

В одной из отдаленных зал монастыря Сан Спирито он одиноко проводил ночи, при свете лампады рассекая трупы анатомическим ножом. Придавая различные положения частям тела и мускулам, он изучал размеры и пропорции и тщательно отделывал рисунки, заменяя таким образом, мертвым телом живую натуру. Создавая живой образ, он как бы видел сквозь кожу, облегающую тело, весь механизм этих движений. По мнению проф. С. Стама, Микеланджело начал рассекать трупы примерно с 1493г.

Увлечение анатомией мастер сохранил на всю жизнь. Знаменитый анатом Андреас Везалий (1515-1564) свидетельствовал, что Микеланджело собирался написать необычный анатомический трактат. Ненаписанная анатомия, про которую Микеланджело говорил, что она будет непохожей на прошлые, стала бы учебником новой композиционной манеры.

предыдущая / главная /  следующая страница



 

© Все права сохранены. Мikelangelo.ru