www.mikelangelo.ru
Микеланджело

1475-1564

 

Гений родился в Италии | Юность. Годы учебы. 1488-1495 | Рим. «Пьета». 1496-1501 | Флоренция. «Давид». 1501-1505 | Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

5. Рим. Гробница папы Юлия II (1505-1545)

Примирение с папой в Болонье
Бронзовая статуя Юлия II (1506-1508)

"По приезде во Флоренцию Микеланджело за трехмесячное там пребывание закончил картон для Большой залы, ибо гонфалоньер Пьер Содерини желал, чтобы работа эта была осуществлена. За это время Синьория получила три бреве с требованием выслать Микеланджело в Рим, он же, видя, в какую ярость пришел папа, опасаясь его, собирался, как говорят, уехать при содействии каких-то монахов-францисканцев в Константинополь на службу к Турку, которому желательно было использовать его при строительстве моста из Константинополя в Перу. Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла, и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество.

Итак, прибыл он в Болонью и не успел переобуться, как был папскими придворными вызван к Его Святейшеству, пребывавшему во Дворце Шестнадцати. Его сопровождал один из епископов кардинала Содерини, ибо сам кардинал был болен и пойти туда не мог. Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени. Его же Святейшество взглянул на него искоса, будто гневно, и сказал ему: "Вместо того чтобы тебе к нам прийти, ты ждал, когда мы придем к тебе?" - желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим. Воздев руки, Микеланджело громким голосом смиренно попросил у него прощения за то, что поступил он так, вспылив, не будучи в состоянии перенести, что его попросту выгнали вон, и, признавая свою вину, он еще раз попросил прощения. Епископ, представивший Микеланджело папе, в его оправдание говорил Его Святейшеству, что люди подобного рода невежественны и помимо своего искусства ни в чем другом ничего не смыслят, и чтобы поэтому он соблаговолил его простить. Папа рассердился и дубинкой, которую он держал, ударил епископа с такими словами: "Это ты невежда, что говоришь о нем гнусности, каких мы ему не говорим". После чего привратники вытолкали епископа вон, папа же, излив на него свой гнев, благословил Микеланджело, которого дарами и посулами задержали в Болонье, пока Его Святейшество не заказал ему бронзовую статую в обличье папы Юлия, высотой в пять локтей, и тот проявил прекраснейшее свое искусство в торжественной и величественной позе, в богатом и пышном облачении и в смелом, сильном, живом и грозном выражении лица. Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио...

Эту статую Микеланджело вылепил из глины еще до того, как папа уехал из Болоньи в Рим; когда же Его Святейшество пришел взглянуть на нее, он еще не знал, что вложить ей в левую руку; а так как правая была гордо поднята, папа спросил, что же он делает: благословляет или проклинает? Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно. Когда же он спросил, как полагает Его Святейшество, не вложить ли ему в левую руку книгу, тот ответил: "Дай мне в руку меч - я человек неученый". Папа оставил в банке мессера Антонмариа да Линьяно тысячу скудо на завершение статуи, и по прошествии шестнадцати месяцев, которые Микеланджело над ней промучился, она была помещена во фронтоне переднего фасада церкви Сан Петронио, как об этом уже говорилось. Статую эту Бентивольо расплавили, а бронзу продали герцогу Альфонсо феррарскому, который вылил из нее пушку и назвал ее Юлией..." Вазари.

Папа Юлий II, суровый и упрямый честолюбец, мечтал о создании церковной империи, более могущественной, чем империя цезарей. Вступив в мятежную Пизу с войсками, Юлий II посеял страх в Флорентийской Синьории. Хотя флорентийцы и гордились дерзким неповиновением скульптора папе, а в особенности восхищались этим молодые художники, горожане с поспешностью принудили Микеланджело, во имя любви к Флоренции, отправиться на поклон к папе. Во время военного похода воинственного Юлия никто не дерзал ему перечить. Что значит гордость и достоинство одного, пусть и талантливого мастера, по сравнению с угрозой войны с папскими войсками? Примирение с Юлием II состоялось в Болонии в ноябре 1506 г. Микеланджело получил заказ на бронзовую статую Юлия II.

Вся история взаимоотношений великого художника и властолюбивого папы изобилует бурными вспышками гнева со стороны то одного, то другого, самыми острыми конфликтами, заканчивавшимися, однако, примирениями и даже полным согласием во имя поставленной цели. Оба они были нрава крутого, оба дерзновенны и оба необходимы друг другу: художник первосвященнику — своим гением, первосвященник художнику — своим могуществом и жаждой славы, которые побуждали его проявлять себя заказчиком беспримерного размаха. Рафаэль написал портрет этого воинственного папы.

Что касается Микеланджело, то он, хоть и гнушался портрета, вылепил статую Юлия II из глины для отливки из бронзы. Высота статуи была около семи локтей (4,25 метра), Ќв три натурыџ. Папа был изображен сидя, с поднятой правой рукой. Статуя предназначалась для фасада церкви Сан-Петронио.

Работа по литью статуи из бронзы продвигалась с большим трудом, и растянулась на долгие полтора года. Во многом причиной задержки стало то, что Микеланджело до этого в своей работе никогда не сталкивался с литьем из металла, он привык высекать из мрамора. К тому же статуя была задумана больших размеров, так что в любом случае ему необходимы были помощники, сведущие и в ваянии, и в литье. К тому же условия жизни мастера в Болонье были тяжелыми. В письме к брату Микеланджело писал "...о приезде сюда Джовансимоне не может быть и речи, ибо живу я здесь в дрянной комнатенке и удалось мне пока купить только одну кровать, в которой мы спим вчетвером, и потому я никак не могу принять его подобающим образом...". Эти четверо — сам Микеланджело, его слуга Пьетро и помощники - скульптор Лапо д'Антонио и ювелир-литейщик Лодовико Лотти, которых он вызвал из Флоренции. Позже Лапо, уличенный мастером в мошенничестве, покинул его и вернулся во Флоренции, сманив за собой и Лодовико. Буанаротти остался один на один с трудной задачей. Вскоре и папа покинул Болонью и вернулся в Рим. Перед отъездом он посетил Микеланджело, оставил ему чек на тысячу дукатов.

После постигшей его неудачи с помощниками, Микеланджело пригласил из Флоренции литейщика маэстро Антонио Бернардино. Однако и с ним с первого раза литье огромной статуи прошло неудачно. В письме брату Микеланджело делится своей печалью: "Ничего не вышло… Я думаю что маэстро Бернардино дал недостаточно жару, но не по небрежности и не потому, что он плохой мастер или работал без любви. Нет, просто всякий, кто работает, может ошибиться".

Новая попытка литья оказалась более удачной, однако много времени и труда положил Микеланджело на то, чтобы зачистить и отполировать бронзу.

Статуя была поставлена на фасад церкви в Болонье, присоединенной к папским владениям, но, когда Болонья вновь стала самостоятельной, статую сбросили, а из бронзы была отлита затем пушка. Даже копии этой статуи не дошли до нас.

Одна из болонских хроник содержит запись об открытии статуи: "В 1508 году, 21 февраля, в середине дня состоялось открытие бронзовой статуи, изображавшей папу Юлия II в полном облачении; правой рукой он благословляет, а в левой держит ключи. Статуя была воздвигнута над порталом Сан-Петронио с внешней стороны..." Также по словам Кондиви, правой рукой папа благословлял, а о левой Микеланджело спрашивал егo, не угодно ли ему держать в ней книгу. «Какую книгу!— ответил Юлий II. — Скорее меч! Ведь я мало смыслю в науках...». Все же скульптор вложил в руку папы-воина не меч, а ключи Св. Петра.

Измученный и больной Микеланджело вернулся четвертый раз во Флоренцию. Вскоре последовал вызов от Юлия II в Рим. С надеждой устремился скульптор туда. Его гнала надежда вновь начать вгрызаться в толщу каррского мрамора, выполнить наконец-то монументальное и зрелое произведение. Увы, его вновь ждало разочарование. Папа, невзирая на протесты скульптора, принудил взяться за роспись плафона Сикстинской капеллы, одного из религиозных сооружений Рима того времени, построенной архитектором Джованнио де Дольчи, неоднократно перестраиваемой впоследствии.

предыдущая / главная /  следующая страница



 

© Все права сохранены. Мikelangelo.ru