www.mikelangelo.ru
Микеланджело

1475-1564

 

Гений родился в Италии | Юность. Годы учебы. 1488-1495 | Рим. «Пьета». 1496-1501 | Флоренция. «Давид». 1501-1505 | Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

4. Второе возвращение во Флоренцию (1501-1506)

Статуи святых Сиенского собора

Алтарь Пикколомини, стоящий слева от входа в библиотеку Пикколомини (Сиена), создан скульптором из Ломбардии Андреа Бреньо в 1483 г. Алтарь венчает скульптура Мадонны с Младенцем предположительно работы Якопо дела Кверча. Четыре скульптуры в нижней его части были сделаны молодым Микеланджело между 1501 и 1504 гг.

Во время первого пребывания в Риме, при содействии и поручительстве Якопо Галли, Микеланджело получил крупный заказ от Франческо Пикколомини, кардинала Сиены, племянника папы Пия II, на 15 статуй, в том числе Христа, апостолов и святых. Эти изваяния предназначались для семейной капеллы Пикколомини в Сиенском соборе.

Согласно договору, срок исполнения статуй — три года, оплата — пятьсот золотых дукатов, причем Буанаротти обязуется в это время не брать никаких других заказов. Также договор содержал некоторые условия, противоречащие характеру Микеланджело. Например, Микеланджело должен был завершить фигуру Св. Франциска, начатую Пьетро Торриджани, тем самым вспыльчивым товарищем, который изуродовал ему лицо в юности. Также мастер должен был согласовывать свои наброски с заказчиком, а окончательное суждение о скульптуре должно выносить комиссия из двух художников, одного из которых назначает заказчик, другого — автор. Странно, что Микеланджело все же заключал такой договор. Возможно, его убедил Галли, или же причиной стало получение задатка в сто дукатов, крайне необходимого его семье.

Вернувшись в Флоренцию и ожидая решения попечителей Санта Мариа дель Фьоре относительно глыбы мрамора для грандиозной статуи Давида, Микеланджело начал работу над статуями святых в 1501-1504 годы. Он начал обрабатывать четыре куска мрамора, чтобы изваять из них первые фигуры: Св. Петра, Св. Павла, Св. Григория и Св. Пия I. Однако он остановился на пятой фигуре. Но чем дальше подвигалась его работа, тем меньше она его удовлетворяла. Вскоре работа над колоссальной статуей Давида целиком захватила молодого скульптора.

Статуя св. Апостола Петра. Микеланджело / www.mikelangelo.ru Статуя св. Апостола Павла. Микеланджело / www.mikelangelo.ru

В правой части алтаря Пикколомини расположены:
- Св. Пий I,
- Св. Апостол Петр,
слева:
- Св. Григорий,
- Св. Апостол Павел.

Фон для статуй образует многочастная архитектурная композиция из филенок и ниш в несколько ярусов вокруг главной арочной ниши алтаря (архитектор Андреа Бреньо). Верх узких ниш для статуй украшен ребристыми куполами, похожими на ракушку, которые еще больше усложняли работу молодого скульптора. Будучи ограничен в своих возможностях чуждой ему стилистикой общего замысла алтаря, еще очень тесно связанного с духом кватроченто, Микеланджело создал четыре статуи, однообразные по типам, далекие от характерной для него самого пластической манеры. В какой-то мере исключением среди них может считаться более живая и энергичная по мотиву движения фигура Апостола Павла.

"Он изваял сначала Святого Павла, с бородой, с красивыми чертами лица, - в этом первом проповеднике христианства был и римский колорит, и налет греческой культуры тело его, несмотря на обширную мантию, Микеланджело сделал мускулистым и напряженным. Не дав себе передышки, он тотчас приступил к статуе Святого Петра - ближайшего из учеников Христа, свидетеля его воскресения, того Петра-камня, на котором была воздвигнута новая церковь. Эта статуя была гораздо сдержанней, спокойней, в ней ощущалась одухотворенная задумчивость, продольные складки мантии святого выразительно оттенял тяжелый шарф, наброшенный поперек груди и плеч" (Стоун Ирвинг "Муки радости").

Папа Пий I изображен скульптором в тиаре, его фигура задрапирована мантией из жесткой ткани. Правой рукой он придерживает книгу, левая кисть поднята на уровень груди, словно он собирается благословлить. Этот жест привлекает внимание к крупной фибуле круглой формы, которая скрепляет на груди длинный плащ, накинутый на плечи Пия, укутывавший всю фигуру святого.

предыдущая / главная /  следующая страница



 

© Все права сохранены. Мikelangelo.ru