www.mikelangelo.ru
Микеланджело

1475-1564

 

Гений родился в Италии | Юность. Годы учебы. 1488-1495 | Рим. «Пьета». 1496-1501 | Флоренция. «Давид». 1501-1505 | Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

5. Рим. Гробница папы Юлия II (1505-1545)

Ссора с папой Юлием II
Третье возвращение во Флоренцию (1506)

«Рассказывают, что, когда Микеланджело над ней еще работал, прибыл водой остальной мрамор, предназначавшийся для названной гробницы и остававшийся в Карраре, и был перевезен к остальному на площадь св. Петра; а так как доставку следовало оплатить, Микеланджело отправился, как обычно, к папе; но так как в тот день Его Святейшество был занят важными делами, относившимися к событиям в Болонье, он воротился домой и расплатился за мрамор собственными деньгами, полагая, что Его Святейшество тотчас же даст на этот счет распоряжение. На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением, ибо ему приказано не впускать его, один епископ сказал привратнику: "Да ты разве не знаешь этого человека?" - "Слишком хорошо его знаю, - ответил привратник, - но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы". Микеланджело этот поступок не понравился, и так как ему показалось, что это было совсем не похоже на то, как с ним бывало раньше, он, разгневанный, заявил папским привратникам, что если он впредь понадобится Его Святейшеству, пусть ему скажут, что он куда-то уехал. Вернувшись же в свою мастерскую, он в два часа ночи сел на почтовых, приказав двум своим слугам распродать все домашние вещи евреям и затем следовать за ним во Флоренцию, куда он уезжает. Прибыв в Поджибонси, флорентийской области, он остановился, почувствовав себя в безопасности. Но не прошло много времени, как прибыло туда пять посыльных с письмами от папы, чтобы вернуть его обратно. Но, несмотря на просьбы и на письмо, в котором ему было приказано под страхом немилости возвратиться в Рим, он ничего не хотел и слышать. Лишь уступая просьбам посыльных, он написал наконец несколько слов в ответ Его Святейшеству, что он просит прощения, но возвратиться к нему не собирается, ибо он выгнал его как какого-нибудь бродягу, чего он за верную службу не заслуживал, и что папа может где-нибудь еще поискать для себя слугу» Вазари.

Микеланджело добыл мрамор, количество которого изумило весь Рим, и уже собирался приступить к работе, как вдруг услышал, что папа не хочет оплатить стоимость мрамора. Когда он явился к Юлию II, его не впустили, объявив, что таков приказ самого папы.

Понтифик за время отсутствия скульптора охладел к проекту своей гробницы и прекратил финансирования работ. Юлий II по совету Браманте, соперника Микеланджело, решил заново построить собор Св. Петра, так, чтобы этот храм, твердыня католической церкви, стал самым грандиозным и великолепным во всем христианском мире. Сооружение гробницы отходило вследствие этого на второй план. Микеланджело приписывал такое решение «завистливым козням» Браманте и Рафаэля и свои отношения с папой считал расторгнутыми навсегда.

Разгневанный и оскорбленный скульптор тотчас же покинул Рим, не простившись со своим высоким заказчиком. Некоторые считали, что он был оскорблен папой или его приближенными, другие, что Браманте и другие его враги выжили его из Рима. Независимо от причины, 17 апреля 1506, за день до заложения фундамента собора Микеланджело, повелел слугам продать дом и все что в нем евреям, сел на коня, и не останавливался, пока он был в безопасности в Поджибонси, на флорентийской территории, и вне юрисдикции папы римского. Папа послал за ним погоню, требуя его возвращения, но художник ослушался папы, что было признано неслыханной дерзостью.

С этого времени начинается трагическая история работы над папской гробницей, растянувшаяся на долгие годы.

Оставив Рим, Микеланджело устремился в родную Флоренцию, где еще с 1503 г. имел большой нереализованный заказ на статуи двенадцати апостолов для Флорентийского собора. В смятенном душевном состоянии он принялся за исполнение этого заказа, но из двенадцати фигур сумел исполнить только одну и то не до конца — статую Св. Апостола Матфея.

Спустя две недели после бегства из Рима Буанаротти написал своему другу Джулиано да Сангалло: "Джулиано, я знаю, как плохо воспринял папа мой отъезд... Но в страстную субботу я собственными ушами слышал, как папа, разговаривая за обедом со своим казначеем, сказал, что он не истратит больше ни единого гроша ни на один камень, будь то маленький или большой... И все равно, прежде чем уехать, я попросил у него часть той суммы, которая была мне нужна для продолжения работы. Его святейшество ответил, чтобы я пришел в понедельник, и я приходил и в понедельник, и во вторник, и в среду, и в четверг... пока наконец в пятницу утром меня не выставили за дверь, чуть ли не прогнали в шею. Вы пишете мне от имени папы, так прочитайте ему это мое письмо..."

Казалось, два упрямца рассорились навсегда, но примирение с понтификом состоялось, и Микеланджело получил новый заказ, по своим масштабам не уступавший задуманному надгробию. Папа Юлий во что бы то ни стало стремился вернуть скульптора. Он посылает за ним гонцов, решительно и грозно настаивая на возвращении Микеланджело в Рим. После длительных переговоров, в Болонье состоялось их примирение. Здесь же в Болонье Микеланджело был поручен заказ на создание статуи папы для портала церкви Сан Петронио, статуи, которая была выполнена без особого энтузиазма и не сохранилась до наших дней.

В Рим мастер вернулся только в 1508, получив от Юлия II новый и совсем неожиданный заказ: скульптору Микеланджело было поручено расписать свод Сикстинской капеллы в папском дворце. И если первая монументальная роспись — неосуществленная «Битва при Кашине» создавалась в соперничестве с великим Леонардо, то вторая, еще более грандиозная роспись, должна была разместиться в близком соседстве с росписями Рафаэля, который вскоре начал работу над декорированием парадных комнат — станц Ватиканского дворца.

Микеланджело был вынужден принять этот заказ.

предыдущая / главная /  следующая страница



 

© Все права сохранены. Мikelangelo.ru