1475-1564 |
||
Гений родился в Италии | Юность. Годы учебы. 1488-1495 | Рим. «Пьета». 1496-1501 | Флоренция. «Давид». 1501-1505 | Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница
1. Гений родился в Италии (1475-1488) Борьба с отцовской волей Творческий путь Микеланджело был труден и полон поистине титанических усилий. Уже в ранней юности ему пришлось преодолеть желание отца учить сына в латинской школе. Неизвестно какой вклад внес Лодовико Буонарроти в воспитание сына В последние годы жизни Микеланджело описал своего отца как «старомодного и богобоязненного человека»1. На его попечении находилась большая семья, однако он был «слишком горд, чтобы зарабатывать себе на жизнь, слишком беден, чтобы жить хорошо»2. Как и многие итальянские отцы того времени, отец Микеланджело, вероятно, поручает начальное обучение сына другим членам семьи. По словам современника, «он предпочитал изучению грамматики посещение церквей, где копировал картины». Микеланджело родился с исключительным талантом, приблизилось время, когда в ребенке стал сказываться будущий гений. Микеланджело пришлось выдержать трудную борьбу с отцовской волей. Упорная настойчивость сына одержала победу. У отца Микеланджело имелись большие планы на будущее для сына. Когда наступила пора учения, Лодовико Буонарроти забрал мальчика из мастерской Бандинелли, где он делал большие успехи. Несмотря на свои ограниченные средства, отец послал Микеланджело в школу в 1482 году, когда мальчику было всего семь лет. Также Микеланджело вынужден был обучаться игре на флейте, учеба продолжалась до 15 лет. С тех пор флейта стала каким-то ужасным призраком в его жизни. Отец хотел, чтобы сын стал юристом, и отдал мальчика в 10 лет в латинскую школу Франческо да Урбино во Флоренции; он должен был учиться склонять и спрягать латинские слова у этого первого составителя латинской грамматики. Конечно, как грамматика, так и школа были вызваны потребностью нового времени, говорили о "возрождении", о гуманизме. Счастливые минуты принесла мальчику случайная дружба с прекрасным и талантливым юношей. Это был Франческо Граначчи, ученик знаменитого в то время во Флоренции мастера Доминико Гирландайо, автора многих монументальных росписей и станковых произведений. С этим юношей ему стали доступны мастерские как Доменико, так и других славных мастеров того времени. Микеланджело познакомился с Франческо Граначчи, по всей вероятности, в 1486—1487 годах, когда ему было лет двенадцать, а Граначчи, родившемуся в 1469 году, около восемнадцати. В первые годы в школе, по свидетельству биографов, Микеланждело делал успехи. Он хорошо читал, писал ровным красивым почерком. Он рано пристастился к стихосложению. Даже в зрелом возрасте поэзия играла важную роль в его жизни. В те же годы проснулся художественный талант Микеланджело. Отец, заметив интерес мальчика к рисованию, остался недоволен. Лодовико Буонарроти косо смотрел на искусство; он не видел особой разницы между живописцем и маляром, скульптором и каменотесом. Он прилагал немалые усилия и весь свой родительский авторитет, чтобы отвратить сына от искусства. Ни наказания, ни неоднократные побои, ни угрозы не смогли изменить ситуацию, Микеланждело продолжал упорствовать в своем выборе жизненного пути. "Мой отец и его братья,— с грустью вспоминал Микеланджело в старости,— часто и больно колачивали меня, полагая величайшим позором для семьи иметь в ней художника". В дальнейшем учеба в школе давалась Микеланджело все хуже и хуже. Огорченный отец приписывал это лености и нерадению, не веря, конечно, в призвание сына. Он мечтал для него, отпрыска старинного, но обедневшего дворянского рода, о блестящей карьере, когда отдавал к Франческо, и имел на то право. В то время как отец измышлял средства «исправить» сына, судьба и случай делали свое. Чтобы понять смысл борьбы и страданий отца Микеланджело, и извинить его упорство, надо заметить, что хотя некоторые художники и пользовались уже тогда значительной славой и уважением, но в целом искусство считалось еще ремеслом далеко не почетным. Буонарроти считал занятия сына «недостойными древнего рода Буонарроти». Бедствующие Буонарроти-Симони давно утратили свое привелигерованное положение, но старая семейная гордость осталась, ее и пытался вдолбить отец нерадивому сыну. Вопреки отцовской воле Микеланджело в 13 летнем возрасте поступил в мастерскую известного исторического живописца Доменико Гирландайо. Так началось его профессиональное обучение и путь к блестящей карьере.
1. Жиль Нерет, Микеланджело. 1475-1564. Нью-Йорк: Барнес & Нобле Букс, 2001, с. 13. 2. Говард Хиббард, Микеланджело. Нью-Йорк: Харпер & Роу Паблише, 1974, p. 16. предыдущая / главная / следующая страница |
||
© Все права сохранены. Мikelangelo.ru |